Илья Ковальчук переходы КХЛ потолок зарплат Андрей Чибисов Михаил Науменков Алексей Морозов Никита Сошников Хоккей
Никакого обмана – только недостаток информации.
КХЛ ввела потолок зарплат, но не показала, как он работает. Сейчас президент лиги начал объяснять, но его не поняли
Потому что кто будет копаться в правовом регламенте, кроме работников клубов? И когда ЦСКА, который был прижат потолком по самую маковку, выменял из «Салавата» Никиту Сошникова (ориентировочная зарплата – 60 млн), отдав Михаила Науменкова (получал в два раза меньше), люди призадумались: с точки зрения здравого смысла ЦСКА откуда-то достал места под потолком на 30 миллионов, которого у него не просто могло быть!
Дальнейшие сообщения инсайдеров в духе «шарик есть – шарика нет» ясности не внесли. Сошников контракт переподписал в сторону уменьшения – нет, не переподписывал. Сократил до 30 – нет, не сокращал – переподписал на 40. Возглавить пояснительную бригаду пришлось лично президенту КХЛ. Алексей Морозов попробовал объяснить механизм работы потолка, но, похоже, запутал только еще больше:
«Скажем, игрок с контрактом в 60 миллионов за сезон переходит в середине чемпионата в другой клуб. Естественно, этот клуб платит ему только оставшуюся часть суммы контракта, и именно она учитывается при расчете потолка. Под это подходят трансферы, например, Наиля Якупова или Никиты Сошникова… Для того чтобы клубы не превысили потолок зарплат, лигой разработан специальный онлайн-калькулятор, при помощи которого можно увидеть платежную ведомость в режиме реального времени. В нем предусмотрено все: что учитывается в потолке, что нет».
Учитывая то, что КХЛ ничего не объясняла, такие слова вызвали обычную реакцию, которая сопровождает все попытки руководства лиги оправдаться – «дурят нашего брата». Некоторые медиа уже выпустили посты, которые разоблачали очередную лазейку в потолке. Только проблема в том, что Морозов абсолютно прав – это стандартная схема расчета потолка, которая существует и в НХЛ.
НХЛ рассчитывает потолок каждый день: Ковальчука взяли на дедлайне за 1/9 цены
В энхаэловской ситуации, когда между основой и фарм-клубом существует постоянная текучка, рассчитывать потолок на ежедневной основе абсолютно логично – пусть даже минималки составляют меньшую часть зарплатных бюджетов и не особенно влияют на потенциальное превышение «кепки», было бы странно приплюсовывать полноценную сумму зарплаты в том случае, когда игрок провел за основу 3-4 игры.
Весь сезон НХЛ состоит из 186 «рабочих дней» – учитываются не только дни матчей, но и тренировки. Соответственно, начисления производятся после каждого из этих дней в виде 1/186 кэпхита. Минимальная зарплата в лиге – 700 тысяч долларов, самый большой кэпхит – 12,5 миллионов.
Расчеты этих дней весьма важны для игроков АХЛ, у которых очень часто в двусторонних контрактах существует десятикратная разница в зарплате на уровне двух лиг (например, в НХЛ – 700 тысяч за сезон, а в АХЛ – 70 тысяч). Патрик Браун из «Вегаса» в этом сезоне сыграл одну игру в основе и провел в главной лиге только один день, получив к ахаэловской зарплате лишние 3 тысячи. А вот Андрей Чибисов, например, сыграл только две игры, но числился в НХЛ 15 дней, после которых платежка «Виннипега» выросла на 64 тысячи, а сам Андрей из-за структуры контракта заработал чуть меньше.
Эта же схема работает и на дедлайне – да, клуб, который приобретает игрока, не платит ему полную зарплату и не получает в платежку полный кэпхит. Например, чемпионское усиление третьей тройки «Тампы» в лице Блэйка Коулмэна и Барклая Гудроу провело в основе соответственно 48 и 41 день – остальная часть платежка ушла в баланс их бывших клубов.
В довольно редких для НХЛ подписаниях посреди сезона действует та же схема. Например, Илья Ковальчук заключил свой минимальный контракт на 700 тысяч в январе, когда прошла почти половина сезона. Кови играл в «Монреале» 51 день, за которые платежка клуба выросла на 192 тысячи долларов. На дедлайне он ушел в «Вашингтон», причем еще и с удержанием зарплаты на 50% — «столичным» Ковальчук обошелся лишь в 77 тысяч.
Потолок в КХЛ все равно работает не идеально: есть как минимум три проблемы
Итак, Алексей Морозов прав – но не во всем. Хотя описанная выше ситуация абсолютно законна, в правилах потолка остаются слабые места, которые были ярко показаны историей Сошникова.
1. Лучше бы вообще запретить переподписания по ходу сезона – такая лазейка просто снимает с менеджеров ответственность за свои действия. Подписали Кулемина на 180 миллионов, а он не заиграл – ничего, переподпишем. Надо вписаться в потолок, потому что Кулемин получает слишком много и не тащит – переподпишем еще раз. Президент лиги называет такую практику «абсолютно нормальной» . Но нет, это не нормально. С этим точно надо что-то делать.
Наверное, простой запрет на изменение условий контрактов по ходу сезона вызовет бурный протест. И в каком-то смысле оправданно: как же так, а если игрок получил хороший контракт, а потом «снизил требования»? Поэтому нужен какой-то мягкий запрет – хотя бы на время, когда разрешены обмены – то есть по 25 декабря. Это будет как минимум справедливо. Не оставил себе места для маневра? Ну и сиди без усиления к плей-офф.
2. Как говорят инсайдеры, Сошников не просто так отказался от солидной доли контракта – она перешла в бонусы «за попадание в финал конференции», которые лига в прошлом году решила сделать сверхлимитными (можно прописать хоть 100 миллионов при минимлальной зарплате, в потолок они не попадут). Бонусы за топ-4 тоже стоит сократить или регламентировать.
При силе составов армейских клубов, которая не могла исчезнуть за один сезон с введением потолка, такая норма все еще дает им серьезное преимущество. Бонусы за успешный результат у нас давняя традиция, отменять полностью ее, наверное, не стоит, но явно необходимо подрезать – допустим, оставить «сверхлимитные» бонусы лишь за попадание в финал или чемпионство.
3. И на самом деле главное: пора открывать зарплаты. Только делать это должны клубы, а не лига. Наш любимый сайт CapFriendly не имеет никакого официального статуса – он только агрегирует данные от инсайдеров и некоторых клубов (а их в НХЛ больше половины), которые зарплаты открывают.
С формальной точки зрения данные Пьера Лебруна или Боба Маккензи не отличаются от рейтинга условных «Спорт-Экспресса» или Sports.ru: это данные, которые приводят медиа, и ссылок на свои источники они не дают. Только уровень доверия к ним разный, потому что отличается и культура инсайда: в России она зачастую все еще несет на себе тень агентских игр – это было заметно, например, весной, когда некоторые телеграм-каналы завышали зарплаты игроков «Авангарда», сотрудничавших с определенным агентством.
За полгода новая жизнь в хоккейной России не начнется – и то, что кто-то еще не понимает схему работы потолка, вряд ли такая уж проблема. Но сегодня довольно очевидны два момента: в нашем хоккейном сообществе явный недостаток доверия, и контракты игроков все еще завышены – раз они массово готовы переподписывать их в сторону уменьшения.
Канада и США потеряли суперзвезд перед МЧМ. Жаль – хочется, чтобы наша молодежка играла с лучшими
Легендарная смена Ковалева в «Рейнджерс»: играл 5 минут подряд и в конце даже забил. Так его воспитывал тренер – просто не пускал на скамейку
Как тратят деньги в КХЛ: СКА набрал слишком много игроков, «Трактор» идеально вложился в иностранцев
Фото: РИА Новости/Нина Зотина; vk.com/hccska; Gettyimages.ru/Patrick Smith
Источник: