«

»

Июл 01

Авиационное топливо: национальные стандарты

Строго говоря, за словосочетанием авиационное топливо скрывается два весьма различных продукта: авиационный керосин и авиабензин. Первый использует военная и гражданская реактивная авиация (а дополнительно — ещё и ряд ракет на жидком топливе), второй — преимущественно «малая авиация», к которой принято относить вертолёты и самолёты с поршневыми двигателями (почти аналогичными автомобильным).

Большие последствия небольшой разницы

Проблема заключается в том, что автомобильный и авиационный поршневые двигатели похожи, но отнюдь не идентичны — и из-за этого топливо для самолетов существенно отличается от автомобильного. Если сразу опустить такие «скучные» вещи как октановое число, фракционный состав (соотношение предельных/непредельных углеводородов и ароматики) и температуры выкипания фракций, то обнаружится следующая неприятная вещь: любой авиационный бензин в обязательном порядке содержит топливную присадку тетраэтилсвинец (ТЭС). Те из автолюбителей, кто ещё застал примерно середину прошлого столетия, хорошо помнят, что ранее ТЭС входил в состав и автомобильного бензина — но затем был запрещён из-за своей ядовитости. Без последствий отказаться от ТЭС в авиационном бензине пока что никто не смог: выделяющийся из него свинец служит специфической «твёрдой смазкой» в особо ответственных/нагруженных узлах авиадвигателей. Если из авиабензина убрать ТЭС, то резко растёт аварийность и падает моторесурс поршневого авиадвигателя, что совершенно неприемлемо.

Как эту проблему решают в разных странах?

Поскольку полностью убрать ТЭС из авиационного бензина не получилось, зарубежные специалисты сконцентрировались на изучении вопроса «а какое самое-самое минимальное количество ТЭС в авиабензине можно допустить чисто практически?» Полученные результаты обычно закрепляют в национальных стандартах: в России это ГОСТ 1012-2013, а в США — топливный стандарт ASTM D 910. Под российский ГОСТ подпадают авиабензины Б-92 («военный») и Б-91/115 («гражданский»), причём в последнем максимально допустимое содержание ТЭС может быть до 2.5 грамм на килограмм топлива. Американский же стандарт существенно жёстче: например, популярная марка импортного авиабензина 100LL содержит не более 2 граммов ТЭС на галлон — а это почти четыре литра! Помимо этого, не так давно в упомянутый выше стандарт США была введена новая марка авиабензина — 100VLL, в которой общее содержание ТЭС было ещё дополнительно снижено относительно марки 100LL на примерно 19%.

Добавить комментарий