сборная Голландии Роман Асхабадзе Спартак высшая лига Голландия Дмитрий Попов Твенте Премьер-лига Россия Куинси Промес
Роман Мун изучил детали трансфера Куинси Промеса.
Куинси Промес перешел в «Спартак» из «Твенте» в 2014 году. Три года спустя даже у болельщиков ЦСКА и «Зенита» нет сомнений: это был суперудачный трансфер. За три неполных сезона Промес забил 40 мячей и дважды попадал в топ-3 лучших игроков России. Голландец – общепризнанно сильнейший игрок команды, которая вот-вот может стать чемпионом России.
Sports.ru вспомнил подробности лучшего трансфера в истории «Спартака».
Кем был
В чемпионате Голландии Куинси считался большим талантом, он забил 11 мячей в сезоне-2013/14, который «Твенте» закончил на третьем месте. Тем не менее у многих были сомнения, что переезд в Россию – хороший шаг для молодого игрока, который провел только один по-настоящему топовый сезон.
Джерон Каптейнс, репортер De Telegraaf – в интервью Sports.ru:
– Куинси начинал в «Аяксе», его отчислили, когда ему было лет 14. Потом у меня было с ним большое интервью, он сказал: «Это лучшее, что могло случиться. Я думал, что уже крутой». Когда его отчислили из «Аякса», его это сильно встряхнуло.
Он оказался в «Твенте», когда они были на подъеме. Талант Куинси был очевиден. Но, если честно, Стив Макларен, который тогда тренировал клуб, толком не дал ему проявить себя. Куинси редко попадал в основу. Потом его арендовал «Гоу Эхед Иглс», клуб второго дивизиона, где он стал сильно лучше. Ему повезло там с тренером Эриком тен Хагом, который сейчас тренирует «Утрехт». Куинси вернулся в «Твенте», провел замечательный сезон и переехал в Россию. В Голландии многие сомневались, что это хороший переход для такого молодого игрока. Но он отлично играет, он принял правильное решение.
Он несколько раз играл за сборную. Были неплохие матчи, но в целом он в ней не показывал ту игру, что в «Спартаке». В Голландии мало смотрят российский футбол, многие тут до сих пор плохо представляют, что конкретно умеет Куинси. Тем не менее, голландцы знают, что в России сильный чемпионат, потому что когда голландские клубы играют с российскими, то российские часто побеждают.
Как нашли
Бывшие работники «Спартака» рассказывают, что после мощного сезона-2013/14 Куинси был в шорт-листе клуба вместе с Мане и Салахом. Были разговоры, что еще до «Спартака» на «Твенте» выходило «Динамо», но никто эти слухи толком не подтверждал, а бывший агент Промеса Эрсин Акан бесился, когда об этом слышал.
Дмитрий Попов, бывший спортивный директор «Спартака», – в интервью Sports.ru:
– Селекционная служба работает, есть база. Когда поступает заказ от тренерского штаба на какую-то позицию, поднимается вся эта база, начинается работа по позициям. Было предложено несколько кандидатур, в обсуждении с Муратом Якином был выстроен ранжир игроков. В списке был Куинси, еще был Мане, которого мы потом после Куинси тоже пытались купить, но он ушел в «Саутгемптон». Еще, кажется, Салах там был, еще до перехода из «Базеля» в «Челси».
На переговоры поехал гендиректор Асхабадзе. Там ничего сложного нет, «Твенте» был банкротом. Кроме «Спартака» Куинси никто не хотел купить.
Как и за сколько договорились
Вскоре после перехода Промеса в некоторых голландских медиа попадалась информация, что Промес стоил около 15 миллионов. Эрсин Акан рассказывал, что «Спартак» заплатил около 12 миллионов (и что «Твенте» отказал «Вольфсбургу» и «Гамбургу», пытавшимся купить его за 7-9 миллионов). Представители «Спартака» тоже всегда настаивали: за трансфер Куинси Промеса клуб заплатил около 10-12 миллионов евро.
Роман Асхабадзе, бывший генеральный директор «Спартака», – в интервью Sports.ru:
– Я не вдавался в подробности, кто еще хотел купить Куинси. Но сделка была тяжелой еще и потому, что у руководства «Твенте» были сомнения. В сборной Куинси говорили: «С твоим талантом преждевременно ехать в Россию. Через год-два ты уедешь в топ-чемпионат». Соответственно такие мысли были у игрока и у руководства. К счастью, удалось закрыть сделку и развеять сомнения.
Я сказал Куинси, что это нормальная практика, когда молодой игрок, который выделяется на международной арене, сомневается, правильный ли он делает выбор. Я его не переубеждал, просто надо было его заверить, что в России он сможет прогрессировать. Что тут есть конкурентноспособная среда, которая позволит ему вырасти и попасть в сборную. Еще до обсуждения определенных деталей контракта мы договорились, что Куинси и его представители приедут, посмотрят наш новый великолепный стадион, инфраструктуру, город. Он приехал, увидел все это и сказал: «Да, это серьезный мегаполис, у «Спартака» серьезная спортивная инфраструктура. Вы меня не обманули, вы честны передо мной, я переезжаю в Россию».
Переговоры с президентами «Твенте» длились 11-12 часов. У руководителей были сомнения в духе: «Через год приедет, грубо говоря, «Бавария» или «Ман Сити» и предложат колоссальные деньги. Будем кусать локти». Основной момент переговоров – финансовые условия. «Твенте» просил больше 15 миллионов, в итоге нам удалось договориться на сумме около 10 миллионов. Моим первым аргументом была информация о финансовых затруднениях «Твенте», которую я получил, готовясь к переговорам. Затруднениях, связанных в том числе с финансовым фэйр-плей УЕФА. Клубу нужны были деньги сейчас и сегодня. Понятно, что игрока можно продать через год-два за большую сумму. Но они не могли ждать, ситуация им этого не позволяла. В итоге мы договорились и большая часть трансферной суммы прошла в ближайшие дни после подписания.
Времени не было. Я прекрасно понимал, что если в этот день мы не закроем Куинси, то он либо еще на полгода останется в «Твенте» и подпишет предварительный договор с кем-то из европейских клубов, либо они продадут его куда-то еще.
Дмитрий Попов:
– 15 миллионов? Я на переговорах не был, но поверьте: «Твенте» умеет торговать, но ни одного игрока за столько в жизни не продавал. Даже мы, когда делали заключение по нему, оценивали его стоимость, написали, что этот трансфер должен быть в районе 8 миллионов, тогда есть смысл его купить. Все познается в сравнении, те 11, кажется, миллионов, которые заплатили, выглядят довольно разумной суммой. Куинси оправдал все ожидания.
Что выяснилось впоследствии
Где-то через год после трансфера Промеса у «Твенте» начались проблемы с законом. Football Leaks слил информацию о том, что у клуба был заключен контракт с инвестфондом Doyen Sport. По его условиям, Doyen давал «Твенте» деньги в обмен на часть трансферных прав на многих футболистов команды.
Более того, по условиям контракта, если Doyen считал, что того или иного игрока надо продавать, а «Твенте» был против, клуб обязан был перечислить фонду процент от суммы несостоявшегося трансфера. В 2015-м такие схемы официально запретили. «Твенте» не отрицал связь с Doyen, уже через несколько дней президент клуба ушел в отставку.
В документах Football Leaks была и информация по трансферу Промеса. По этим документам, его общая стоимость составила 11,5 млн евро. 2,76 млн из этой суммы «Твенте» должен был перечислить Doyen.
Джерон Каптейнс:
– У «Твенте» были большие проблемы из-за сделки с Doyen. Они пошли на эту сделку, потому что боялись за финансовое будущее клуба. Им нужны были деньги. В конце концов, это обеспечило им еще большие проблемы. Люди в Голландии понимали, что у «Твенте», скорее всего, не было выбора, но они все равно нарушили закон.
Хуже всего, что руководство «Твенте» знало, что нарушает закон. Поэтому в клубе всегда были двойные контракты. Один контракт отправляли в Футбольную ассоциацию Голландии. Второй, настоящий – в Doyen. Таким образом, у Doyen было слово по всем трансферам. Когда Football Leaks слила информацию, ответственные за договор c Doyen ушли из клуба. У «Твенте» сейчас новые боссы.
Что будет дальше
В январе 2016 года Леонид Федун заявил: актуальная цена Промеса – 40-50 миллионов евро. Самые интенсивные разговоры о возможном трансфере голландца были накануне последнего трансферного окна, когда им якобы очень интересовался «Ливерпуль». У Карреры спрашивали про англичан, он ответил, что интерес к Промесу на мировом рынке действительно большой, но «Спартак» сохранит игрока, если не случится форс-мажора, вроде предложения по Витцелю, которое «Зенит» получил из Китая.
Оставаться в России Промесу стало гораздо приятнее после того, как в конце лета-2016 «Спартак» продлил с ним контракт на значительно улучшенных условиях. По первому контракту, по информации Sports.ru, он получал 1,5 млн евро в год, по новому соглашению – а переговоры по нему шли долго и не то чтобы совсем без проблем – он вошел в топ-10 самых высокооплачиваемых футболистов России и стал самым высокооплачиваемым – в «Спартаке». С учетом подписного бонуса, по сведениям Sports.ru, новая зарплата Промеса равняется 3,8 млн евро в год.
Представитель компании SEG, ведущей дела Промеса, заявил Sports.ru, что сейчас Квинси полностью сконцентрирован на выступлениях за «Спартак»; от дальнейших комментариев игрок и его представитель отказались.
Сам Промес всегда говорил, что не уйдет из «Спартака», пока команда не станет чемпионом. До чемпионства, судя по всему, осталось совсем чуть-чуть.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Григорий Сысоев; EPA/Vostock-photo/RONALD BONESTROO, PETER LOUS; instagram.com/qpromes; использовано фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
Опрос
Кто лучший игрок этого «Спартака»? 8800 голосов 6
- Глушаков 18%
- Ребров 1%
- Промес 64%
- Фернандо 13%
- Кто-то другой 4%
Источник: