Фигурное катание
Believe in all and always be myself ©
Песня Crystal memories, являющаяся саундтреком к игре Ordinal Strata, стала второй композицией Тоши, выбранной Юзуру для совместных выступлений на шоу FaOI.
Третья лирическая программа (после Notte Stellata и Haru Yo Koi), поставленная для Юзуру Дэвидом Уилсоном, и третье стопроцентное попадание. Потому что в программах Ханю Юзуру очень много самого Юзуру. Именно он делает музыку объемной и многослойной и так естественен и искренен в том, что катает.
Лиричная “Crystal memories” и драматичный “Masquerade” — две стороны одного Юзуру. Не случайно он сам называет программы “близнецами” и считает, что именно в этих стилях наиболее полно выражает себя на льду.
Программа Crystal Memories была поставлена Уилсоном в Макухари за один день, а уже на следующий доработана вместе с Юзуру (Quadruple Axel, 17 июня 2019)
В интервью из трансляции второго дня шоу в Макухари Юзуру заметил, что считает верным решением обратиться за постановкой программы к Дэвиду Уилсону. Эмоциональность Дэвида, его осанка, чувство позы до кончиков пальцев, выражение лица очень красивые, но в то же время сильные. Юзуру полагает, что после работы с Уилсоном расширил диапазон своей выразительности.
Музыканты, выступающие с Юзуру на шоу, всегда отмечают его поразительную способность слышать музыку, понимать и передавать катанием и характером движений ньюансы музыкальной фразировки. Юзуру необычайно требователен к звуку и деликатен в отношении музыкального материала, с которым работает. И с каждой новой программой продолжает совершенствовать мастерство, оставаясь верным своему стилю катания.
Приведу несколько замечательных эпизодов с репетиций шоу, рассказанных Тоши в блоге.
На репетиции за день до открытия шоу в Макухари Тоши принял решение снизить тональность исполнения Crystal Memories, чтобы уменьшить нагрузку на голосовые связки и риск их повреждения при выступлении на ледовой арене. Но, наблюдая за катанием Юзуру и видя его самоотдачу, решил на все время тура вернуться к оригинальной тональности. Юзуру был очень благодарен музыканту за такое внимание к деталям, поскольку запомнил эту песню в оригинальном звучании, которое сохранил в своих движениях.
Позже Тоши узнал, что во время репетиции музыкантов Юзуру находился в зрительном зале и повторял хореографию программ, внимательно слушая живое исполнение песни.
На совместной репетиции в Макухари на фразе «Crystal Memories!» Тоши пропустил один музыкальный такт. Впоследствии оказалось, что именно этот такт важен для Юзуру, о чем он и сообщил исполнителю. Тоши сначала даже не понял, о чем говорит Юзуру, а потом пересмотрел видео и удивился: дело было в маленькой паузе «Crystal Me-mories!»
Эти удивительные детали свидетельствуют о способности Юзуру слышать и глубоко понимать музыкальный материал и в очередной раз демонстрируют профессиональный подход к постановке и исполнению своих программ.
В интервью из буклета “FaOI 2019 Макухари” Юзуру поделился своим ощущением музыки:
“Я не могу считывать музыку, даже если смотрю в ноты. Я могу лишь понять, как нужно двигаться, когда выступают музыканты, рассчитывая на свои собственные чувства. Поэтому я смотрю видео музыкантов и изучаю их. Но даже так у меня есть только чувственное понимание, поэтому хочется прослушивать музыку достаточное количество раз, чтобы понять ее течение и знать, где нужно дышать. Не в каждой программе есть история, но в показательных программах я особенно чувствую, как мои эмоции и желания объединяются с музыкой. Люблю это ощущение и даже если оно касается болезненных или тяжких переживаний, это величественный момент, когда я могу отдать всего себя и выразить эти эмоции”.
Crystal memories стала именно такой программой, которая объединила музыку и чувства, а также подарила незабываемые эмоции и исполнителям, и зрителям.
По словам Юзуру, в период репетиций ему удалось о многом поговорить с Тоши-саном. И программа под композицию Crystal memories стала данью уважения Тоши. Сама песня выражает эмоции человека, который живет, храня в душе печаль и сожаления, но не сдается. Эта песня о вере в себя.
Несмотря на нежную и изысканную хореографию, катание Юзуру наполнено силой.
“Песня очень красива, но внутри этой красоты есть крепкая сердцевина. Словно кристалл, и я хотел выразить это” (с)
Программа имеет великолепный хореографический рисунок, основой которого является разнообразие коньковой работы, гармонично дополненной точной лексикой корпуса и рук. Наклон головы, осанка, мягкость и гармония движений — Юзуру уделил внимание каждой из этих деталей. Программа получилась цельной, естественной и непринужденной по исполнению, когда хореографический жест и само катание являются логическим продолжением музыкального материала.
Смотрим и наслаждаемся: прокаты в Кобе и Тояме
“Я просто хочу выражать собственные искренние чувства через катание” (с) ток-шоу P&G в Кобе 12.07.2019
Программа начинается с нежного и тихого вступления. Глубокий вздох в стартовой позе и переход к хореографической позировке. В последней мягкие акценты на раскрытие обеих рук и прикосновение ладонью правой руки к сердцу цитируют первые строчки текста и подчеркивают плавную мелодику музыкальной фразы.
Открой глаза, прислушайся к своему сердцу! (с)
По словам Нобунари Ода, в сверкающем в свете прожекторов костюме Юзуру “похож на ангела, спустившегося с небес”.
Зубцовый шаг и последующая сложная коньковая связка: крюк вперед-наружу — выкрюк назад-наружу — твиззлы вперед-наружу гармонично подчеркивают длину ритмической доли. Особенно показательны твиззлы с поднятой рукой на растянутую часть вокала.
Хореографические паузы в движениях Юзуру на протяжении всей мелодической фразы мягко обыгрывают естественные перерывы (для вдоха) в пении Тоши.
Две подсечки с переходом в моухок в начале второй музыкальной фразы и переход к комбинации спиралей — Y-spiral (“флажок”) и Arabesque spiral (“ласточка”).
Прекрасный, легкий и непринужденный по исполнению элемент, подчеркивающий кантиленность музыкальной фразы. Смена спиралей является хореографическим штрихом, обозначающим границу музыкальных тактов.
Следующая за спиралями комбинированная коньковая связка демонстрирует великолепный хореографический язык. Джаксон с переходом в тройку вперед-наружу, переход на ход вперед, раскатистый беговой, перетяжка с акцентированным движением свободной ноги “в ноту”, широкий шаг, моухок и шассе с переходом в длинный циркуль.
Непринужденное скольжение и нежное, элегантное катание. Выражение музыки коньком и телом, когда длина дуг шагов и поворотов, а также смена ребер скольжения гармонично обыгрывают растянутую часть вокала. Уместная лексика рук и корпуса, созвучная общему музыкальному настроению, является дополнительным штрихом, усиливающим мелодические акценты.
Начало новой музыкальной фразы обыграно хореографической позировкой. Следующая двойная коньковая связка мягко подчеркивает напевность вокальной партии и ритмический рисунок двух музыкальных тактов.
Ты можешь воскресить свои надежды (с)
Тройка вперед-наружу, перетяжка, крюк назад-наружу, крюк вперед-наружу на левой ноге, двойная смена ноги и петля назад-внутрь на левой ноге.
Ты можешь стать смелее (с)
Остановка с последующим переходом на ход вперед, подчеркивающая смену музыкальных тактов, тройка вперед-наружу, перетяжка, крюк назад-наружу, крюк вперед-наружу на правой ноге.
Пара подсечек и скрещенный шаг с ярким хореографическим акцентом на движении обеих рук обыгрывают растянутую часть вокала в конце музыкальной фразы.
Следующие три подсечки и шассе подчеркивают постепенное увеличение силы звука (крещендо) и предваряют исполнение “изюминки” всей программы — великолепной прыжковой секвенции в начале новой музыкальной фразы.
Отложенный аксель (delayed axel) с переходом через вальсовую тройку в вариацию полуриттбергера (falling leaf) с выпадом после приземления.
Шикарный с точки зрения техники и композиции прыжковый элемент, исполненный на вершине кульминации на сильную долю и хореографически обыгрывающий заглавную фразу “Crystal memories!”
Прыжковая секвенция и последующее вращение гармонично вписаны в тактовую структуру музыкальной фразы:
1 — прыжковый элемент;
2- сложный заход на вращение через “шагающую либелу” и принятие базовой позиции;
3- смена ребра в либеле с внутреннего на наружное, при этом плавное движение левой руки изящно обыгрывает растянутую часть вокала;
4 — смена ноги, сложная вариация стоя “винт” и пируэт на выходе из вращения.
Вальсовая тройка и переход к позировке с ярким хореографическим акцентом на движении правой руки “от сердца” и лучезарной улыбкой на лице Юзуру в конце музыкальной фразы.
Я буду рядом с тобой! (с)
Риттбергерная тройка на стыке двух музыкальных фраз, подсечка в начале новой с переходом в прекрасный ина-бауэр, демонстрирующий поразительное чувство музыкального жеста. Юзуру встает в ина-бауэр, поднимая руки вверх на высокой ноте и разводя в стороны с одновременным прогибом корпуса. Эти хореографические штрихи деликатно подчеркивают мелодичность вокальной партии.
Ты чудесный! (с)
Выразительные руки Юзуру в ина-бауэре являются ярким хореографическим акцентом, меняющим восприятие элемента в зависимости от идеи и стилистики программы (на контрасте с мощным и драматичным бауэром в “Маскараде”). Подобные детали позволяют органично вписать хореографический элемент в композицию программы и подчеркнуть музыкальный рисунок.
Вальсовая тройка в начале следующего такта и переход в позировку на правой ноге с хореографическим акцентом на мягкие движения свободной ноги и левой руки, подчеркивающие распевную часть вокала.
Измени свою судьбу! (с)
Хореографический рисунок комбинированной коньковой связки цитирует следующие такты музыкальной фразы. Беговой шаг, выкрюк вперед-наружу с акцентированным маховым движением свободной ноги, скрещенный шаг с переходом в зубцовую подпрыжку (half flip) в конце такта. Широкий шаг в начале следующего, чоктау вперед-внутрь, длина входящей дуги которого обыгрывает растянутую часть вокала, скрещенный шаг, джаксон. Связующие шаги и элементы являются основным хореографическим средством выражения музыки, а гармоничные движения корпуса и рук — дополнительными штрихами, обыгрывающим музыкальные акценты.
Финальный распев мелодической фразы “with love” хореографически обыгран заходом и исполнением 3Lo: две подсечки, переход на ход вперед, кросс ролл, длинная дуга вперед-наружу на правой ноге с мягким акцентом на пластику рук, широкий шаг, чоктау вперед-внутрь.
Приземление с прыжка является яркой точкой в финале мелодической фразы.
“Тишина” музыкальных интонаций после выезда с прыжка обозначена комбинированной коньковой связкой — полуритбергер с переходом в хореографическую позировку в выпаде. Прикосновение правой руки к груди в позировке цитирует единичный глухой аккорд — “голос сердца”.
Он может самую затянувшуюся паузу, самый ничтожный момент сделать такими запоминающимися! Потому что так это чувствует (с) Дэвид Уилсон
Постепенное увеличение силы звука хореографически подчеркивается зубцовыми шагами со сменой направления движения. Как по нотам пробежал! Позировка в начале дорожки шагов подчеркивает заглавную фразу “Crystal memories!”
В этом музыкальном фрагменте мне очень нравится гитарная партия, гармонирующая с интенсивностью исполнения всех элементов дорожки и улыбка Юзуру.
Хореографический рисунок самой дорожки подчеркивает музыкальную фразировку и является одним из самых запоминающихся моментов программы.
Зубцовые шаги, тройка назад наружу с переходом в твиззлы вперед-внутрь (5 полных оборотов), обыгрывающие вступление гитарной партии, мини-бауэр, скрещенный шаг, чоктау назад-наружу в финале такта. Зубцовая подпрыжка (half flip) в начале следующего такта, зубцовые шаги со сменой направления, подпрыжка (отрыв на высокой ноте, приземление на низкой), выкрюк назад-наружу с переходом в хореографическую позировку на двух ногах, обыгрывающие растянутую часть вокала, твиззлы назад-наружу (2 оборота) с переходом в мини-кораблик.
Скрещенный шаг с переходом на ход вперед, широкий шаг, моухок и три раскатистых беговых на растянутую часть вокала в финале музыкальной фразы.
Необычайно выразительное и гармоничное катание, в котором длина дуг и интенсивность исполнения шагов и поворотов передают динамику музыкального фрагмента.
Та самая коньковая хореография, являющаяся отличительным и бесценным качеством катания Юзуру, представляющая сбалансированное сочетание хореографических средств выражения музыки (и коньком, и телом). Глубокая интерпретация музыки прежде всего связующими шагами и движениями, которые гармонично дополняет уместная лексика рук и корпуса.
Заключительная музыкальная фраза обыграна коньковой связкой из длинных корабликов и хореографической позировкой в качестве перехода между двумя вращениями (в волчке и заклоне). Один элемент плавно переходит в другой, подчеркивая хореографическую целостность финальной части программы.
Кораблики со сменой направления, в которых Юзуру описывает “восьмерку”, великолепно цитируют растянутую часть вокала и подчеркивают смену тактов. Лаконичная лексика рук при исполнении хореографического элемента дополнительно обыгрывает мелодику вокальной партии.
Мы чудесны! Изменим нашу реальность! (с)
Эта строчка интересно обозначена сменой направления в корабликах.
Сразу со второго кораблика Юзуру переходит к прыжку в волчок через либелу (death drop). Три оборота в сложной вариации волчка “нога вперед” и переход к хореографической позировке с мягким раскрытием обеих рук на яркий мелодический аккорд в конце такта.
Когда достаточно темно, ты можешь видеть звезды (с)
Переход к финальному вращению и сам элемент обыгрывают заключительную фразу текста, являющуюся лейтмотивом композиции Тоши.
Не бойся поверить в себя! (с)
Прекрасное вращение в заклоне и винте цитирует растянутую часть вокала в конце музыкальной фразы. Мягкое прикосновение к сердцу в заклоне лаконично подчеркивает мелодичность вокальной партии. В Тояме Юзуру изменил хореографический акцент в заклоне, обыграв мелодическую вершину плавным движением правой руки.
На заключительные аккорды музыкальной фразы Юзуру поднимает в руке воображаемый меч, символизирующий “клинок победы”.
Верь в себя и всегда будь собой (с)
В Тояме Юзуру внес небольшие изменения в хореографический рисунок программы, сместив расположение некоторых элементов (ина-бауэра и позировки “Crystal memories!” в начале дорожки шагов) и исполнив их перед сценой с музыкантами. При этом второй кораблик при заходе на вращение в волчке заменила “шагающая либела”.
Нежная и пронзительная Crystal memories производит яркое впечатление. Юзуру настолько тонко чувствует музыку и заполняет каждую ноту, что способен подчеркнуть мелодический акцент или мелодическую вершину не только легким, едва уловимым движением кисти, поворотом головы, но и сменой ребра скольжения. Элементы, органично вписанные в хореографическую рисунок программы, точно передают ньюансы музыкальной фразировки, создавая целостную композицию. На протяжении всей программы Юзуру подпевает, находясь на волне гармонии катания и музыки.
В комментарии к прокату Cristal Memories в телетрансляции шоу из Кобе известный японский хореограф Кендзи Миямото отметил:
«Многие могут катать, соблюдая ритм и темп музыки, но Юзуру способен выражать ее интенсивностью исполнения самых разных шагов и поворотов (крюков, выкрюков, скобок, петель) под звуки гитары или фортепиано, а также добавляя, например, кораблик на спокойных вокальных частях. Его выразительность великолепна».
Выражаю огромную благодарность Анне Замотаевой и Евгении Митрофановой за переводы с японского языка.
Некоторые фото и гиф @RED_far
С уважением, Юлия.
Источник: