«

»

Ноя 29

11 лучших игроков «Барселоны» в XXI веке

Футбол

«Барселоне» сегодня исполняется 120 лет. В честь события собираем символическую сборную из игроков, которых вы точно застали 

Виктор Вальдес

Брутальная лысина и периодически случавшиеся фатальные ляпы подарили бессменному вратарю «Барселоны» ласково-снисходительное прозвище в русскоязычной среде – Витька Балбес. Что-то среднее между героем «Ералаша» и фольклорным Иванушкой-дурачком. Вот только по сравнению с теми голкиперами, что были у «Барсы» до второй половины сезона 2002/03, Вальдес был просто Спинозой.

Да, он любил отдавать передачи на Давида Вилью задолго до того, как тот переехал играть в Каталонию. Но зато Виктор практически каждое класико проводил на высочайшем уровне и исполнял важнейший для «Барселоны» элемент вратарского искусства – играл де-факто последнего защитника, смело и толково отдавая передачи партнерам. Вальдес никогда не был образцом классического вратаря, но стал образцом вратаря «Барсы» на целое десятилетие.

Дани Алвес

Один из ключевых игроков, позволивший эпохе Гвардиолы так успешно сменить эпоху Райкарда. Самые активные латерали «Барселоны» до Алвеса – Джио ван Бронкхорст и Жулиано Беллетти – и вполовину не были настолько продуктивны у чужих ворот. Алвес заставлял тысячи телекомментаторов и миллионы журналистов ежедневно врать, когда они называли его «правым защитником». Он жил и работал от центра поля до чужой штрафной, а к своим воротам возвращался только вздремнуть.

Бывали периоды, когда Алвес вдруг сбивался на однообразные навесы, но это всегда было связано с тактическими изъянами игровой схемы в конкретный период жизни команды. Стандарт качества бразильца, отыгравшего в чемпионате Испании 15 сезонов – самый слабый его сезон можно было бы назвать «просто хорошим». 

Карлес Пуйоль

 

Откуда он только взялся среди той тренерской мешанины начала нулевых? Пока недолговечный президент Жоан Гаспар был помешан на приобретении одаренных раздолбаев, из молодежной академии выпустился кудрявый крепыш, который пробивал себе дорогу вперед пахотой и работоспособностью. В оборонительном бардаке ван Гала он выглядел самым надежным элементом, причем играл тогда еще на позиции правого защитника.

Довольно быстро Пуйоль стал лидером команды, чьи капитанские поступки были неоднократно запечатлены на видео. «Таких больше не делают». Карлес не только успешно боролся с дефицитом внимания у молодого Пике, но и фантастически тушил любые пожары, возникавшие в пределах штрафной площади. А финты Пуйоля – это что-то из разряда дриблинга Арбелоа, который случался столь же часто и запоминался так же надолго, как северное сияние.

Жерар Пике

Выкупленный у «Юнайтед» после аренды в «Сарагосу» как третий-четвертый центральный защитник, Пике быстро завоевал доверие Гвардиолы и дал начинающему тренеру заветный первый пас. Шакира, подростковые выходки, свист с трибун – все это будет потом. В начале это был просто необстрелянный защитник с ценнейшим умением разгонять атаку и играть головой.

Пике тоже имел капитанский потенциал, но так и не поднялся выше командного балагура. Любопытство и любовь к яркой жизни за пределами футбольного поля привели к тому, что защитник стал чередовать хорошие сезоны с серыми. А было время и Пикенбауэра без тени иронии в этом прозвище. Еще для «Барсы» Пике – ответ всем некупленным центрфорвардам. Когда нужно устроить навал, он немедленно меняет позицию и исполняет роль тарана впереди.

Эрик Абидаль

Крайние защитники в «Барселоне» и Испании вообще – это всегда больше про атаку, чем про защиту. Абидаль был самым тактически грамотным защитником клуба, который не только надежно работал на своей позиции, но и постоянно подстраховывал увлекающихся партнеров. Он был уравновешивающим элементом в схеме игры Гвардиолы, в которой правая сторона сильно выдавалась вперед.

Их отношения с Дани Алвесом распространялась и за пределы футбольного поля – когда французу потребовалась пересадка печени после осложнений, последовавших за операцией по удалению опухоли, Алвес предложил стать донором. Абидаль отказался, поскольку не хотел, чтобы это сказалось на карьере Алвеса, но как только Эрика с почестями и легким горьким осадочком проводили из клуба, бразилец взял себе его игровой номер.

Серджи Бускетс

Сейчас-то все уже свыклись с тем, что Буси – один из лучших полузащитников десятилетия и не один топ-тренер признавался, что в роли игрока хотел бы быть именно Бускетсом. Но вы бы слышали, что писали про него на болельщицких форумах в 2008-2009 годах. Нескладный долговязый юноша с дурной наследственностью (его отец Карлес Бускетс занимает не последнее место в рейтинге самых дурацких вратарей «Барселоны»), которого Гвардиола вытащил за собой из филиала и заменил им любимчика трибун Яя Туре.

Самая большая несправедливость в отношении Бускетса – это его закоренелая репутация симулянта. Вся она строится на единственном моменте, когда после реального фола Тьяго Мотты Серджи упал на газон и «подсмотрел» на арбитра. Я назову вам десять футболистов в составе «Барселоны» и еще сто из чемпионата Испании, которые симулируют чаще Бускетса. Серджи же обладает уникальным умением укрывать мяч от соперника и расставаться с ним перед контактом с соперником. Когда в пятый раз за 10 минут Бускетса бьют по ногам, это раздражает. Но все пять раз его бьют по ногам.

Хави

Хави стал постоянной величиной «Барселоны» еще в конце прошлого века, но половину профессиональной карьеры он провел в тени. Причем в тени не каких-то других футболистов, а из-за восприятия его позиции на поле. Хави был распределяющим мячи центральным защитником, у которого не было ни особых хайлайтов в нападении, ни в отборе. Клеймо ремесленника тяготило и его самого, в эпоху Райкарда игрок думал о том, чтобы покинуть клуб.

Все изменилось после того, как Гвардиола переформатировал игру команды в центре полузащиты, в результате чего Хави стал больше задействован в атакующих действиях. Параллельно сменились и тренды восприятия позиций игроков. Хави не стал делать ничего принципиально нового, но за пару лет он вдруг вышел в первый ряд, стал выдвигаться на «Золотой мяч» и признавался одной из главных звезд европейского футбола.

Андрес Иньеста

Их партнерство с Хави частенько объединяли в одно имя – «Хавиньеста». Но игроки это, конечно, совершенно разного профиля. В системе «Барселоны» тихоня Иньеста всегда исполнял роль икс-фактора. Если команда 80 минут стучится в закрытые двери, то что-то новое придумает только Иньеста. Неудивительно, что именно он забил все исторические мячи как за клуб (в ворота «Челси»), так и за сборную (в ворота Голландии).

Иногда возникало ощущение, что индивидуальный талант Иньесты не раскрывается и не оценивается по максимуму из-за наличия высококлассных партнеров, больше привлекающих внимание. С другой стороны, именно за это он и снискал свою особенную славу – за то, что командный игрок, что обходился без татуировок и инстаграмов, а словам предпочитал дела. В последние годы он все же заматерел и научился по-капитански разговаривать как с соперниками, так и с арбитрами.

Лионель Месси

Главное сокровище каталонского клуба за всю его историю. Сокровище такого рода – это всегда не только благо, но и в каком-то смысле проклятье. У «Барселоны» хроническая мессизависимость, и с годами эта придающая сил болезнь распространилась с футбольного поля на все сферы жизни клуба.

Месси нельзя обсуждать просто как футболиста, он явление, и оценки его поступков или игры всегда замешаны на эмоциональном восприятии оценщика. Он проделал большой путь от молодого сменщика Людовика Жюли до главного игрока нападения, от «ложной девятки» к центральному атакующему – и снова направо. И этот путь еще не закончен

Самуэль Это’о

Эталон «девятки» для Каталонии. С этой позицией здесь тоже все было непросто – до Саму голы забивали сильно зависимые от своего настроения Патрик Клайверт и Хавьер Савиола, после Саму последовали эксперименты со Златаном и переводом Месси на эту позицию. Ничто не работало так, как работал Это’о в свою пятилетку – пластичный, трудолюбивый и забивной форвард, который умел заводить себя в нужные моменты. И только Луис Суарес забожил на этой позиции спустя годы 

На его голах «Барса» при Райкарде вошла в свой ренессанс, через его воспоминания о недооцененности в столице добавляла острот в класико. И очень в духе нападающего было то, что лучший сезон в «Барселоне» он провел тогда, когда от него хотели отказаться. Гвардиолу не устраивал Это’о, он пытался продать его все лето, но в итоге покупателя не нашли, и камерунец завершил выступления в Испании феерией.

Роналдиньо

Роналдиньо – это лучшее из того, что я наблюдал в футболе как аутентичный зритель. Он не был лучшим футболистом мира, он не сделал какой-то фантастической карьеры и не набирал умопомрачительных цифр, как Эти Двое и даже многие другие, но не было другого такого волшебника.

Нет, Месси и Роналду тоже периодически показывали магию, особенно на ранних стадиях карьеры, когда для них эффектность была важнее эффективности – скоростной дриблинг, удары. Но Ронни мог просто вести мяч вперед своей странной игровой походкой или даже стоять на месте и смотреть на ноги соперника, и ты как завороженный зависал у экрана – что будет дальше, что выкинет? В общей сложности где-то три сезона «Барселона» ездила с гастролями под названием «Шоу бразильского иллюзиониста». В случае изобретения машины времени точно вернусь пересмотреть матч с «Челси» в сезоне 2004/05.

Автор: Станислав Рынкевич 

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий