Реальная разработка скважины «Центрально-Ольгинская-1» на Таймыре может начаться не раньше 25 апреля, сообщают СМИ.
Восточно-Таймырский лицензионный участок спать спокойно не дает «Роснефти» вот уже примерно год, с того момента как конкурс на его сухопутную часть выиграл ЛУКОЙЛ. Сегодня, 3 апреля, газета «Коммерсант» сообщила о том, что ЛУКОЙЛ готов начать бурение на Восточно-Таймырском лицензионном участке. А через несколько часов в СМИ появилась информация о том, что НК "Роснефть" приступила к бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1» на Хатангском лицензионном участке. Более того, предполагается, что за началом бурения будет наблюдать президент Владимир Путин по специально организованному видео-мосту.
Однако эксперты считают перспективу начала бурения сегодня маловероятной. По их мнению, максимум, что «Роснефть» могла там сделать – это «забуриться» на 10-12 метров и после вытащить буровой инструмент, чтобы продолжить подготовительную работу к настоящему началу бурения. Реально же первая проходка должна быть на глубину не менее 200 метров.
И дело даже не в морозах, которые до сих пор стоят на Таймыре. Это не самое большое препятствие. Главное, что у «Роснефти» не готова инфраструктура и не завершены подготовительные работы к бурению: не до конца смонтирован и не обвязан насосный блок на буровой установке, отсутствует достаточный объем технической пресной воды для подготовки буровых растворов, а также не смонтирована цементная установка для заливки эксплуатационных колонн скважин.
По мнению экспертов, «они, конечно, могут покрутить долотом «на сухую». Для обывателя, не знающего тонкостей процесса, такое движение и будет означать начало бурения. На самом деле это блеф, шоу для зрителя. При начале реальной «забурки» в шламонакопитель сразу же начинает поступать буровой шлам. Если этого нет, значит, бурение — фикция».
Как утверждают специалисты, реальный срок начала бурения первой скважины «Роснефтью» на Таймыре – 25 апреля. И даже это под большим вопросом.
В сообщениях компании по строительству данной скважины много нестыковок и нелогичностей. В документах говорится, что «в период с 20 апреля по 21 октября 2017 года планируется выполнить работы по строительству наклонно-направленной поисково-оценочной скважины №1 ПО Косистая на лицензионном участке Хатангский». При этом итоги заявленного «Роснефтью» конкурса по строительству данной скважины планируется подвести только 29 апреля. Вопрос: каким образом будут вестись работы до того, как определен подрядчик?
Впрочем, чему здесь удивляться?! В построении потемкинских деревень «Роснефти» нет равных. Принимать нелогичные решения стало уже традицией у «Роснефти». Осенью прошлого года компания отказалась от лицензии на добычу нефти и газа на Таймыре, за которую десять лет назад заплатила на аукционе около $100 млн. Речь идет о Пендомаяхском нефтегазовом участке, расположенном на Таймыре и в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа по соседству с Ванкором. Лицензию на него «Роснефть» приобрела на аукционе Минприроды в мае 2006 года за 2,8 млрд руб. (по тогдашнему курсу — $99,07 млн). Причем тогда борьба за этот участок развернулась «нешуточная»: стартовая цена составляла 40 млн руб. ($1,4 млн). «Роснефть» предложила цену, в 70 раз превышающую стартовую, естественно, обойдя всех участников конкурса. А через десять лет, так и не приступив к работам, отказалась от лицензионного участка, потеряв при этом почти $100 млн, поскольку разовый платеж, выплаченный по итогам аукциона в бюджет, не возвращается инвестору.
И это не первый случай. Осенью 2013 года «Роснефть» отказалась еще от одного лицензионного участка, находящегося в непосредственной близости от Ванкора, — Туколандского с прогнозными ресурсами 7 млн тонн нефти и 5 млрд кубометров газа. Эту лицензию компания также приобрела на аукционе весной 2006 года, заплатив 430 млн руб. ($15,2 млн) при стартовой цене аукциона в 6,5 млн руб. (переплата — в 66 раз!). Стоит подчеркнуть, что Пендомаяхский и Туколандский лицензионные участки, от которых отказалась «Роснефть», расположены близ Ванкорского месторождения «Роснефти», где развита инфраструктура, а значит, транспортировка углеводородного сырья не составила бы проблем. На Хатангском участке какая-либо инфраструктура вообще отсутствует. Так что это — очередной фейк?
Источник – ИА «Национальные интересы»
Источник: