В Советском Союзе до Второй мировой войны новые машины в свободной продаже представлены не были. Их можно было выиграть в государственную лотерею, или получить в качестве награды за доблестный труд.
В наши дни приобрести автомобиль проще простого. Были бы деньги и желание. В любом крупном городе найдется с десяток автоцентров, предлагающих как новинки мирового автопрома, так и подержанные легковушки. Не устраивает салон? Отправляйтесь на авторынок, просматривайте специализированные интернет-сайты и печатные издания. Здесь выбор шире, а цены демократичнее. Правда, риски тоже гораздо выше.
А как же осуществлялась продажа авто в бывшем Советском Союзе? Ведь понятия «автосалон» тогда просто не существовало, а легальные автобазары появилось только в 80-х годах прошлого века.
В Советском Союзе до Второй мировой войны новые машины в свободной продаже представлены не были. Их можно было выиграть в государственную лотерею, или получить в качестве награды за доблестный труд. Понятно, что такое случалось крайне редко, поэтому в частной собственности было крайне мало транспортных средств. Интересно, что в списке выигрышей значился даже роскошный для тех времен ЗиС-101, но достался ли кому-то из простых смертных подобный приз, история умалчивает. В предвоенный период офицеры в высоких званиях имели возможность приобрести «эмку», которую по какой-то причине списали за ненадобностью. С началом боевых действий почти все автомобили, находившиеся в собственности граждан, были безвозвратно изъяты в пользу государства. Такая же судьба постигла мотоциклы.
По окончании военных лет в страну хлынули трофейные легковушки. По некоторым данным их число достигало 50тысяч штук. В конце 40-х начинается массовое производство Москвичей, Побед и ЗиМов. Продажа авто становится пусть редким, но обычным фактом. Вплоть до 1953 года все перечисленные машины можно было без проблем купить в специализированных магазинах, хотя на практике население покупало только Москвичи. Победы и ЗиМы приобретались госучреждениями, на них ездили директора крупных заводов и фабрик.
Постепенно благосостояние людей росло. Продажи авто перестали поспевать за спросом. Образовались очереди, которые растягивались порой на десятилетия. Сначала их организаторами были самими покупатели. Неизменными атрибутами этого удивительного для той эпохи примера самоорганизации граждан были «десятники», «сотники» и ежемесячные переклички, на которых необходимо были присутствовать лично. Иначе тебя безжалостно выбрасывали из списка ожидающих счастья.
Относительно свободная продажа авто вернулась лишь в начале восьмидесятых. Но вторая половина десятилетия ознаменовалась перестройкой и инфляцией. Население пыталась сберечь от нее деньги, вкладывая в товар, в т.ч. в машины. Продажи авто резко пошли вверх, они опять стали дефицитом. Но это уже совсем другая история.